Кто ищет, тот найдёт

Пользовательского поиска

О схеме срочного написания студенческих работ

Вам требуется быстро написать студенческую работу? У вас всего пара дней до её сдачи?

И вы даже не знаете, с какого бока к ней зайти?

Бесплатно открою вам один секрет. Писать студенческие работы можно быстро, грамотно и без всяких затрат. Для разрешения этих вопросов существует простой и быстрый способ написания контрольной, реферата, курсовой и диплома по единой схеме. Она основана на методических рекомендациях, но несколько упрощена и подстроена под жёсткие реалии жизни.

Методичка

Выдержки из учебно-методических пособий  по порядку написания и
правилам оформления студенческих работ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие положения раздела
1. Подготовительный этап
1.1 Составление плана
1.2 Примерный план подготовки курсовой работы
1.3 Выбор темы, требования к названию
 1.4 Сбор, анализ и обобщение материала
2 Написание работы
 2.1 Общие рекомендации по изложению результатов работы
2.2 Содержание (или оглавление)
2.3 Введение
2.4 Основная часть
2.5 Заключение
2.6 Глоссарий
2.7 Список использованных источников
2.8 Список сокращений
2.9 Приложения
3 Правила оформления
3.1 Правила цитирования
3.2 Правила оформления сносок и ссылок
3.3 Правила сокращения слов и словосочетаний
3.4 Правила написания числительных
3.5 Описание этапа
3.6 Общие требования к оформлению студенческих работ
4 Нормоконтроль
4.1 Принципы оценивания и порядок оформления результатов аттестации курсовых работ
4.2 Требования к оформлению письменных студенческих работ
4.3 Показатели к допуску аттестации



Общие положения раздела
В этом разделе собраны и упорядочены выдержки из учебно-методических пособий  по порядку написания и правилам оформления студенческих работ. При разработке схемы их срочного написания автор основывался на материалы, в которых отражены ответы на самые важные вопросы, возникающие в процессе подготовки основных видов студенческих учебно-научных и творческих работ, таких, как:
Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. 
Реферат – (от лат. refero - докладываю, сообщаю) краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.
Дипломная (Выпускная квалификационная) работа завершенная научно-практическая работа академического абитуриента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки академического абитуриента при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.
Научная статья – научное публицистическое сочинение небольшого объема по определенной тематике.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, в котором подчеркнуто индивидуальная позиция автора сочетается с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе могут иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, беллетри-стический и другой характер.
Отчет о НИР - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы и/или результаты научного исследования (ГОСТ 7.32-2001).
Хотя рекомендации применительны ко всем вышеперечисленным видам, в разделе сделан упор именно на курсовую, как на нечто среднее между учебно-просветительской и научно-исследовательской работами.  При её написании следует соблюдать следующий порядок выполнения:
- Подготовительный этап (составление плана, выбор темы, сбор, анализ и обобщение материала);
- Непосредственное написание работы;
- Оформление;
- Нормоконтроль.

1 Подготовительный этап

1.1  Составление плана

Для рациональной организации самостоятельной работы в ходе выполнения курсовой работы студенту необходимо разработать примерный план. Хорошо продуманный план позволит более продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме. Рабочий план составляется в произвольной форме. В нем приводятся конкретные этапы по написанию курсовой работы и сроки их реализации в соответствии с учебным планом. В соответствии с предложенной схемой студент самостоятельно разрабатывает конкретный рабочий план работы и календарный график его выполнения.
Для разработки рабочего плана курсовой работы студент должен четко представлять ее структуру. Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру: введение; основную часть; заключение; список использованных источников; глоссарий, приложения.
Разработка темы работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.
План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности по рабочим учебникам, так как в них материалы изложены в сжатом виде. После этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ - от простого к сложному - обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.
Примерный план подготовки курсовой работы

№ п/п
Наименование этапа
Срок выполнения
1
Сбор необходимой литературы, подготовка библиографического списка.
1-2-я недели семестра
2
Изучение и анализ источников и литературы
3-5-я недели семестра
3
Подготовка обзора источников и литературы
6-8-я недели семестра
4
Консультации с руководителем работы

5
Формулирование основных теоретических положений и изложение основной части курсовой работы.
7-9-я недели семестра
6
Подготовка введения, заключения
10-я неделя семестра
7
Оформление курсовой работы и приложений
11-12-я недели семестра
8
Представление курсовой работы для допуска к аттестации.
13-я неделя семестра
9
Внесение исправлений и дополнений по замечаниям
14-я неделя семестра
10
Получение допуска к аттестации
15-я неделя семестра

1.2 Выбор темы, требования к названию

Студент может выбрать тему работы из предлагаемого перечня тем курсовых работ либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою тему для исследования, не выходя за рамки изучаемой дисциплины. Темы должны отвечать современным требованиям развития науки, экономики, культуры и образования. Кроме того, необходимость разработки именно этой темы должна быть обоснована и в установленном порядке утверждена базовым вузом.
Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы студента, своеобразие подхода к изучению проблемы.
Опыт показал, что наибольшую трудность вызывает выполнение первой курсовой работы. Поэтому на младших курсах рекомендуется выбирать более узкие, конкретные темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности, описательного характера излагаемого материала. Соразмерность задачи обеспечит студенту интерес к выполняемой работе.
Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.
Название должно:
- соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор, раскрывать исследуемую идею;
- отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;
- быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.


 1.3 Сбор, анализ и обобщение материала

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы.
Этап сбора, анализа и обобщения материала по теме является наиболее трудоемким, сложным и ответственным этапом исследовательской работы, когда определяются степень научной разработанности проблемы и содержательные границы курсового исследования.
Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки списка используемых источников, который должен всесторонне охватывать исследуемую тему.
Источниками для формирования такого списка могут быть:
- список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины;
- интернет;
- библиографические списки и сноски в учебниках и научных изданиях (монографиях, научных статьях) последних лет или диссертациях по данной тематике;
- рекомендации преподавателя;
В первую очередь следует подбирать литературу за последние 3-5 лет, поскольку в ней отражены последние научные достижения по данной проблеме, современное законодательство и практическая деятельность. Использование литературных и иных источников 10-и, 20-и или даже 30-летней давности должно быть скорректировано применительно к современным концепциям ученых и специалистов.
Указание на литературные источники по исследуемой теме можно встретить в сносках и списке литературы уже изданных работ. Поиск статей в научных журналах следует осуществлять просмотром последнего номера соответствующего журнала за определенный год, так как в нем, как правило, помещается указатель всех статей, опубликованных в данном журнале за год.
Следует просматривать профессиональные и специализированные периодические издания (журналы, газеты, сборники научных трудов).
Работа с научной книгой начинается с изучения титульного листа, где приводятся данные об авторе и выходные сведения (год и место издания), а также оглавления. Год издания книги позволяет соотнести информацию, содержащуюся в ней, с существующими знаниями по данной проблеме на современном этапе. В оглавлении книги раскрываются ключевые моменты ее содержания, логика и последовательность изложения материала.
Далее необходимо познакомиться с введением, где, как правило, формулируется актуальность темы, кратко излагается содержание книги и ее направленность, раскрываются источники и способы исследования, степень разработанности проблемы.
Ознакомление можно завершить постраничным осмотром, обратив внимание на научный аппарат, частично расположенный в сносках, на определения ключевых понятий, полноту изложения заявленных в оглавлении вопросов.
При изучении специальной (научной) литературы необходимо обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных понятий и терминов, конспектируя те из них, которые в дальнейшем будут используемы в тексте работы и при составлении глоссария. Фонд справочных, нормативных и официальных изданий ТКДБ содержит энциклопедии (отраслевые и универсальные); словари (отраслевые и универсальные); справочники (отраслевые и универсальные).
Изучение нормативных документов – законов, подзаконных актов, постановлений – является обязательным, так как знание этих документов и умение работать с ними – залог успешной в дальнейшем профессиональной деятельности.
В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и систематизируют их по ключевым вопросам исследования. На основе обобщенных данных уточняют структуру курсового исследования, его содержание и объем.
Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

2 Написание работы


2.1 Общие рекомендации по изложению результатов работы

Основными целями и задачами написания учебно-научных работ является не только расширение, углубление и контроль знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал, логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде.
При написании курсовой работы студенты становятся авторами, многие - впервые. Но к авторской работе предъявляются высокие требования как по содержанию, так и по оформлению.
В соответствии с целями и задачами курсовая работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (компиляция - несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), из фрагментов используемых статей и книг.
Курсовая работа также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.
Таким образом, курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.
При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль. Она должна быть видна не только специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.
Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком, то есть с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности, терминологии и стиля.
В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю...» можно сказать «предполагается, что...» и т.д.
Основные задачи студента на этом этапе:
- формирование структуры работы;
- сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;
- формирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
- выделение терминов и определений для дальнейшего оформления их в глоссарий;
- определение содержания приложений, их оформление;
- написание чернового варианта работы.
Основные части работы
Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение. Оформляя работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и т.д.) начинается с новой страницы.

2.2 Содержание (или оглавление)

Включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов
и т.д.), содержащихся в работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания (или оглавления) названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.
Объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными в приложении Ж.

Пример содержания (оглавления)
выпускной квалификационной работы бакалавра менеджмента


Оглавление

Введение…………………………………………………………..………………………...3
1 Теоретическая глава…………………………………………………….………..…....….9
1.1 Понятие и содержание стратегического менеджмента …..……………….………….9
1.2 Процесс выбора стратегии предприятия…………………….…………..……….......13
1.3 Стратегическое планирование деятельности и развития предприятия………...….18
1.4 Методы и матрицы, используемые в стратегическом менеджменте…….....……....24
2 Практическая глава ………………………………………………………...……..….......29
2.1 Анализ организации и управления структурными подразделениями, решающими
  задачи стратегического менеджмента и развития предприятия…………………..….……29
2.2 Анализ планов и стратегий развития предприятия. Методы выбора ……...……....34
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации стратегического менеджмента …………………….………………………………………………………….….39
2.4 Рекомендации по использованию методов выбора стратегий развития
  предприятия ……………………………………………………………………………..........44
2.5 Экономическая оценка рекомендуемых мероприятий  ………………………….......48
Заключение…………………………………………………………..……………………...52
Глоссарий …………………………………………………………..…………....………....60
Список сокращений ……………………………………………………………….…..…...63
Список использованных источников …………………………………..…………….......64
Приложение А……………………………………...…...………………………………..…67


Пример содержания (оглавления)
 выпускной квалификационной работы бакалавра юриспруденции

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………3
1 Исторический аспект возникновения и развития конкурсного права – института несостоятельности (банкротства) ……………………………..…………………………………7
1.1 Историко-правовой анализ возникновения и развития конкурсного права в дореволюционной России …………………………………………..……………………………7
1.2 Состояние института несостоятельности (банкротства) советского периода ……….13
1.3 Общая характеристика современного законодательства, регулирующего конкурсные отношения в Российской Федерации ………………………………….......................................19
2 Конкурсное право как комплексный правовой институт ………………………………..27
2.1 Мировые системы банкротства ………..………..………………..……………...............27
2.2 Основополагающие критерии и признаки несостоятельности (банкротства) …………….30
2.3 Общая правовая характеристика субъектов конкурсного права ……………..…….…..37
2.4 Юридическая характеристика процедур банкротства субъектов гражданских правоотношений в России …………………………………………………...…………......……43
Заключение ……………………………………..……………………………………..………52
Глоссарий …………………………………..………………………………………….….…..57
Список использованных источников……….……………………………………..….……..58
Список сокращений …………………………………………..………………………….…...64
Приложение А ……………………………………………….………………………..............65
Приложение Б………………………………………………..………………………...............66
Приложение В…………………………..……………………………………….….…….……67



Пример содержания (оглавления)
выпускной квалификационной работы бакалавра техники и технологии

Оглавление

Введение.................................................................................................................................... 3
1 Анализ технологий создания и использования компонентов........................................... 7
1.1 Общие сведения о компонентах ........................................................................................ 7
1.2 Назначение и область применения компонентов ............................................................ 9
1.3 Анализ средств разработки компонентов........................................................................ 11
1.4 Выбор средства разработки............................................................................................... 20
2 Создание визуального компонента...................................................................................... 26
2.1 Постановка задачи .............................................................................................................. 26
2.2 Описание алгоритма…………………………………………………………..…..………31
2.3 Организация входных и выходных данных ..................................................................... 36
2.4 Структура компонента......................................................................................................... 41
2.5 Описание работы программы ............................................................................................ 46
2.6 Инструкция по применению……………………………………………………........……49
Заключение................................................................................................................................. 55
Глоссарий…………………………………………………………………………..……..……60
Список использованных источников....................................................................................... 62
Список сокращений.................................................................................................................... 64
Приложения................................................................................................................................ 65


2.3 Введение

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая работа. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.
Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности, предполагающий вычленение значимости избранной темы. Студент должен убедительно показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики. Наиболее эффективной работа студента будет в том случае, если рассмотрение выбранной проблемы будет связано с профилем той области знания, в которой он специализируется.
Степень разработанности проблемы. Краткий обзор литературных источников позволяет автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта и требует дальнейшей разработки. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических и иных условиях и т.д.
Цель и задачи исследования, которые предполагает раскрыть автор в своей работе.
Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки учебно-научной работы студентом.
Задачи исследования в курсовой работе определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода.
Например, при исследовании можно использовать следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.
Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная учебно-научная работа теоретической или практической.
Объем введения для курсовой работы - 2-3 страницы в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными в приложении Ж.

2.4 Основная часть

Основная часть курсового исследования должна соотноситься с поставленными задачами.
В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Деление глав на параграфы необязательно, но возможно, если в этом есть необходимость.
Предварительная структура основной части курсовой работы (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые не только изменят и уточнят структуру, но и обогатят содержание работы и увеличат ее объем.
Содержанием основной части курсового исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желания и предпочтения автора.
Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем - конкретный практический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.
Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы.
В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.
Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.
В ряде случаев обзор источников и литературы выделяют в отдельный параграф основной части исследования, при этом разделяют обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимают тексты, которые являются объектом исследования. К ним относятся исторические материалы, законодательные и иные нормативные документы. Под вторыми – литературные источники, которые используются, но при этом не являются предметом исследования. Умение различать эти две группы источников чрезвычайно важно.
Объем основной части курсовой работы 15-20 страниц в формате Microsoft Word..

2.5 Заключение

Содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.
В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.
Объем заключения примерно равен объему введения.

2.6 Глоссарий
Используя в тексте учебно-научных работ термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень включенности в сферу профессии и готовность к профессиональной и научной деятельности.
Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов. В некоторых вузах является обязательным компонентом учебно-научных и творческих работ студентов. В него включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в различных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законодательного характера.
Количественное и качественное наполнение глоссария учитывается при оценивании учебно-научных работ студентов.
Опыт аттестации курсовых работ показал, что глоссарий курсовой работы должен содержать не менее 10 основных понятий и терминов, используемых в контексте исследуемой проблемы.
При оформлении глоссария автор проверяет соответствие понятий, данных в тексте, с понятиями, приведенными в глоссарии. Количество понятий, приведенных в глоссарии, должно полностью соответствовать количеству понятий, используемых в тексте. Следует приводить четкие определения понятий, терминов, а не пояснения к ним.
Нельзя включать в глоссарий понятия, выраженные несколькими различными терминами, например, «сырье и основные материалы». Комментарий должен быть конкретным, научным и достоверным. Глоссарий составляется по алфавиту в табличной форме, предусматривающей три графы (столбца). Лексические единицы в глоссарии систематизируются в алфавитном порядке.
Образец оформления глоссария
Глоссарий


п/п
Новое понятие
Содержание
1
2
3
1
Облигация
ценная бумага, подтверждающая обязательство возместить ее владельцу номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента
2
Патент
документ, удостоверяющий государственное признание техниче-ского решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение
3
…..
……………………………………………………….
4
…..
……………………………………………………….
5
…..
……………………………………………………….


2.7 Список использованных источников
Список использованных источников является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.
Список должен содержать сведения обо всех источниках, использованных, цитированных или упоминаемых в работе документах.
В списке использованных источников курсовой работы следует привести не менее
10 библиографических описаний документальных и литературных источников.
Содержание списка использованных источников определяет автор работы, исходя из цели и задач ее выполнения.
Последовательность расположения в списке может быть различной.
Наиболее известны способы расположения литературы: алфавитный, систематический, по главам работы, хронологический, по видам источников и в порядке упоминания литературы в тексте.
Алфавитное расположениепо фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана. Алфавитный способ можно использовать, когда список составляется по узкому вопросу или когда число названий невелико.
В начало алфавитного списка можно вынести, если таковые имеются, официальные документы (государственные документы, докумен­ты общественных организаций, массовых движений и политических партий).
Систематическое расположениевсе книги, статьи и другие материалы подбираются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик, в начале списка указывается литература общего характера, охватывающая широкий круг вопросов, а затем следует материал по отдельным темам, вопросам.
Расположение по главам работы – близко к систематическому расположению. В начале указывается литература общего характера, имеющая отношение ко всей теме, затем по главам (в пределах глав литература подбирается по алфавиту или в хроно­логии опубликования книг и статей).
Хронологическое расположение – в порядке хронологии (прямой или обратной) опубликования документов. Используется для работ по истории науки, истории изучения какого-либо вопроса, в работах, посвященных деятельности определенного лица. В хронологическом порядке часто подбираются произведения одного автора.
Расположение по видам источников – все документы делятся на группы (классы, разделы):
1 документы, формирующие методологическую базу исследования (труды корифеев науки);
2 официальные документы (государственные документы, документы общественных органи-заций, политических партий):
а) Конституция; законодательные материалы; документы, исходящие от органов предста-вительной, исполнительской и судебной власти; тематические сборники таких документов;
б) программы, уставы, материалы съездов партий, тематические сборники партийных доку-ментов;
в) документы и материалы зарубежных партий – в порядке хронологии опубликования;
3 документальные материалы, составляющие источниковую базу исследования (архивные документы, летописи, письма, дневники, воспоминания, статистические сборники, ежегодники, материалы социологических исследований и т.п.) – в хронологическом порядке;
4 перечень отечественной и зарубежной литературы по теме (книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, депонированные руко­писи, препринты, нормативно-техническая документация и пр.) – по алфавиту того языка, на котором дается библиографическое описание документа.
Расположение в порядке упоминания литературы в тексте – применяется в небольших по объему работах: авторефератах диссертаций, статьях, тезисах докладов и др.
Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.
Список использованных источников к учебно-научным работам (курсовым и выпускным квалификационным), содержащий значительное число библиографических описаний, рекомендуется структурировать по нескольким разделам с самостоятельной систематизацией внутри каждого, но объединенных сквозной нумерацией.
Любое библиографическое описание должно содержать необходимый минимум сведений о цитируемой, использованной или упоминаемой в работе литературе, для ее идентификации и поиска.
Например:

Книги (однотомные издания)
 История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с. – ISBN 5-230-10656-5.

С одним автором
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. –  Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64 с. – ISBN 5-201-14433-0.

С двумя авторами
Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты [Текст]
/ X. Корнелиус, 3. Фэйр : пер. П.Е. Патрушева. – М. : Стрингер, 1992. – 116 с. - ISBN 5-300-02821-5.
С тремя авторами
Киселев, В. В. Анализ научного потенциала [Текст] / В. В. Киселев, Т.Е. Кузнецова,
З. З. Кузнецов.
– М. : Наука, 1991. – 126 с. - ISBN 5-89735-019-1

С пятью авторами и более
Теория зарубежной судебной медицины [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Алисиевич [и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.- ISBN 5-85200-357-3

Сборники произведений разных авторов
Американская цивилизация как исторический феномен : восприятие США в амер. западноевроп. и рус. обществ. мысли [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. – М. : Наука, 2001. – 493 с.- ISBN 5-02-022682-3.

Сборники  официальных  документов
Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : офиц. текст по состоянию на 1 июня
2000 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2000. – 368 с. - ISBN 5-7931-0142-Х

Словари, справочники
Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика [Текст] : энциклопед. сл. / Авт.-сост.
Л. Л. Васина. – М. : РОССПЭН, 2001. – 335 с. - ISBN 5-04-008687-3

Автореферат диссертации
Егоров, Д. Н. Мотивация поведения работодателей и наемных работников на рынке труда : автореф. дис… канд.  экон. наук: 08.00.05 [Текст] / Д. Н. Егоров. – СПб. : Изд-во Европ. ун-та, 2003. – 20 с.

Законодательные материалы (запись под заголовком)

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. - ISBN 5-94462-025-0.
 Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст] : федер. закон. – М. : Ось-89, [2001?]. – 46, [1] с.  – (Актуальный закон). – ISBN 5-86894-528-X

Стандарты (запись под заглавием)
Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст] : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.

Изоиздания
Графика [Изоматериал] : нагляд. пособие для образоват. учреждений по предмету «Культура Башкортостана». – Уфа : Демиург, 2001. – 1 папка (24 отд. л.) – (Изобразительное искусство Башкортостана ; вып. 5).

Нотные издания
Бойко, Р. Г. Петровские звоны [Ноты] : (Юность Петра) : муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого : ор. 36 / Ростислав Бойко. – Партитура. – М. : Композитор, 2001. – 96 с.

Картографические издания
Мир. Политическая карта мира [Карты] : полит. устройство на 1 янв. 2001 г. / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2001 г. / гл. ред. Н. Н. Полункина ; ред. О. И. Иванцова,
Н. Р. Монахова ; рук. проекта М. Ю. Орлов. – 1: 25 000 000 ; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. – М. : ПКО «Картография», 2001. – 1 к. (2 л.) : цв. ; 98х71 см.

Патентная информация
Устройство для моделирования процессов функционирования экранопланов при эксплуатации [Текст] : пат. Заявка 262134 Рос. Федерации : МПК7 G 06 N 1/00 / Адерихина А. И., Адерихин И. В., Елисеева Е. И., Федоров С. Е. ; заявитель и патентообладатель ГОУ Московская государственная академия водного транспорта. - № 2004109699/09 ; заявл. 31.03.04 ; опубл. 10.10.05, Бюл. № 28.
Одноразовая ракета-носитель [Текст] : заявка 1095735 Рос. Федерация : МПК7 В 64 G 1/00
/ Тернер Э. В. (США) ; Заявитель Спейс Системз / Лориал, инк ; патент. Поверенный Егорова Г. Б. - № 200108705/28 ; заявл. 07.04.00 ; опубл. 10.03.01, Бюл. № 7(
I ч.) ; приоритет 09.04.99,
№ 09/289,037 (США).
Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 H 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство [Текст] / Чугаева В. И. ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-ислед.
ин-т связи. – № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.

Аудиоиздания
Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись]
/ Геннадий Гладков ;  – М. : Экстрафон, 2002. – 1 мк.

Видеоиздания
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес ; Paramount Films. – М. : Премьер-видеофильм, 2002. – 1 вк.

Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл.  1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)  – (Интерактивный мир).

При составлении многоуровневого библиографического описания
Например:
Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус. – М. : Лаком-книга: Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века). – ISBN 5-85647-056-7.
Т. 1 : Романы. – 367 с. – ISBN 5-85647-057-5.
Т. 2 : Романы. – 415 с. - ISBN 5-85647-058-3.

Отдельный том
Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст] : в 3 ч. / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2001 – Ч. 2 : Детские болезни. – 2002. – 503 с.- ISBN 5-17-011143-6.
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева [Текст] : в 5 т. – М. : Терра, 2000.
Т. 4 : Русские народные легенды. – 2000. – 316 с. – ISBN 5-300-02821-5.

При описании сериальных и других продолжающихся ресурсов
Например:
Газета
Академия здоровья [Текст] : науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни / учредитель «Фирма «Вивана». – 2001, июнь. – М.
Журнал
Актуальные проблемы современной науки [Текст] : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – М. : Спутник +, 2001. – ISSN 1680-2721.
2001, № 1–3.

При составлении аналитического библиографического описания
Например:
Маркетинг как концепция рыночного управления [Текст] / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 1. — С. 89-104. — Библиогр. : 8 назв.
4.2 Библиографическое описание электронных ресурсов
4.2.1 Основные понятия
Библиографическое описание электронного ресурса - библиографические сведения об электронном ресурсе, приведенные по определенным правилам, позволяющие идентифицировать его и получить представление о содержании, назначении, физических характеристиках, системных требованиях, режиме доступа, способах распространения и т.п.
Электронные ресурсы - электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или их сочетание в одном ресурсе.
В зависимости от режима доступа электронные ресурсы подразделяются на ресурсы локального доступа и ресурсы удаленного доступа (Информация, содержащаяся в электронных ресурсах локального и удаленного доступа, считается опубликованной).
Ресурсы локального доступа - информация, зафиксированная на отдельном физическом носителе, помещаемом пользователем в компьютер.
Ресурсы удаленного доступа - информация, размещенная на винчестере, любом другом запоминающем устройстве или в информационных сетях (например, Internet).
Библиографическое описание электронного ресурса составляется на том языке и в той графике, на которой приведены данные в ресурсе.
4.2.2 Состав и расположение элементов библиографического описания
Библиографические сведения в описании электронного ресурса группируются по
ГОСТ 7.1. - так же как и в описании документов на бумажных носителях за исключением области примечаний.

2.8 Список сокращений
Список сокращений, если он окажется необходимым в курсовой работе, должен включать в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в работе сокращенных наименований документов, научно-исследовательских институтов, предприятий, акционерных обществ, понятий, слов и т.д. В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.


2.9 Приложения
Приложения являются обязательным компонентом курсовой работы. В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т.п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой, - разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.
Приложения не засчитываются в заданный объем работы.
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. При необходимости такое приложение может иметь «Содержание».
Приложениям или частям, выпущенным в виде самостоятельного документа, обозначение присваивают как части документа с указанием в коде документа ее порядкового номера.

3 Правила оформления 
  
3.1 Правила цитирования
3.1.1 Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.
3.1.2 Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.
3.1.3 Курсовая работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. Поэтому на одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.
3.1.4 При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.
3.1.5 Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие и начинают ее со строчной буквы, например:
С. И. Вавилов требовал "... всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".
3.1.6 Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:
М. Горький писал, что "в простоте слова - самая великая мудрость".
3.1.7  Внизу страницы под чертой дается точная ссылка на издание, из которого взята цитата.
3.1.8 Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска.
3.1.9 Если из цитируемого отрывка не ясно, о ком или о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснение автора с пометкой своих инициалов.
3.1.10 Если в приводимой цитате выделяются какие-то слова, то сразу же в скобках пишется "курсив мой" или "выделено мной" и инициалы автора работы.
Ссылка в тексте приводится в виде номера, соответствующего литературному источнику или нормативному документу, приведенному в библиографическом списке, и заключенного в квадратные или круглые скобки.
При оформлении сносок (сноска - это дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста, либо в основном тексте в скобках). Их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизонтальной линией.

 3.2 Правила оформления сносок и ссылок
Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательными элементами учебно-научной работы. В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту.
Сноска - вспомогательный текст пояснительного или справочного характера (перекрестная ссылка, библиографическая ссылка, примечание и т.д.), помещаемый в нижней части полосы набора (подстрочная), в конце работы под порядковым номером (затекстовая).
Перекрестная ссылка является записью, связывающей между собой различные части работы. Подобные ссылки обозначаются «см.» или «см. также». Например, «см. Приложение А», «см. также п. 3.1».
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска. Фактически библиографическая ссылка является библиографическим описанием документа. Отличие заключается в том, что в библиографической ссылке допускается опускать отдельные обязательные элементы при условии, что оставшийся набор сведений обеспечивает поиск документа - объекта библиографической ссылки. Второе отличие состоит в том, что в библиографической ссылке приводится указание на конкретную страницу, статью или пункт документа, в то время как в библиографическом описании (кроме аналитического) указывается общий объем описываемого документа.
Библиографические ссылки составляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
Библиографические ссылки приводят полностью либо в тексте документа (внутритекстовая ссылка), либо в подстрочных сносках.
Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки, например:
В конце 30-х - начале 40-х годов В.И. Вернадский сам писал по поводу этой работы: «Многое теперь пришлось бы в ней изменить, но основа представляется мне правильной». (Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. - М., 1977. - Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. - С. 39).
Библиографическую ссылку в виде подстрочной сноски приводят внизу страницы, на которой содержится скрытая или прямая цитата или источник информации, под небольшой горизонтальной линией, с номером (или символом) соответствующим номеру (символу) «отсылки» в тексте учебно-научной работы, например:
По мнению А.С. Комарова, в гражданском праве стран континентальной системы понятие договора не только теоретически, но и по существу опирается на понятие обязательства.1
_________________________________
1 Комаров, А. С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991. - С. 14.

Для связи текста документа с подстрочными или затекстовыми библиографическими ссылками (сносками), а также с библиографическими описаниями в библиографическом списке, используют отсылки в тексте документа в виде цифр (порядковых номеров), звездочек и т.п.
Отсылка на литературный источник, приведенный в списке использованных источников, приводится в тексте в квадратных или круглых скобках и соответствует порядковому номеру литературного источника или нормативного документа, приведенного в списке. Например, [12], [25] и т.д.
В случаях использования в тексте работы цитат или заимствованных статистических и иных данных в скобках дополнительно указывается страница источника цитирования или заимствования. Например, [12, С. 51]. Подобная запись означает отсылку на 51 страницу источника под номером «12» в списке использованных источников.
При упоминании литературного источника (книги, статьи) в первый раз в библиографической ссылке (сноске) приводятся все обязательные сведения о нем.
Необходимо также указывать страницы цитируемого документа, на которые дается ссылка в работе.
Повторные ссылки на один и тот же документ приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения были указаны в первичной ссылке на него.
Так в повторных ссылках на авторский документ приводят имя автора (авторов), название документа и соответствующие страницы, при этом последние слова длинных названий можно опустить, заменив их многоточием, например:
Ткачев, В. Н. Правовое регулирование несостоятельности … - С.14.
В повторных ссылках на нормативно-технические документы по стандартизации приводят обозначение документа, его номер и год утверждения, например:
ГОСТ 7.12-93
Если на одной и той же странице работы подряд цитируется одна и та же книга, то во второй и последующих подстрочных библиографических ссылках на нее можно полностью не повторять название цитируемой книги, указав следующее:
__________________
2 Там же.
Если цитируются разные страницы источника, то они обязательно указываются в библиографической ссылке (сноске), например:
___________________
3 Там же. - С.55.
В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указывают номер тома, выпуска и год издания, например:
____________________
4 Там же. -1980. - Вып. 2. - С.55.
Во внутритекстовых повторяющихся ссылках на один и тот же источник цитирования не приводят слова «там же», а указываются только номера страниц источника в круглых скобках.
При первом упоминании в тексте работы правового акта (кроме Конституции РФ и кодексов) во внутритекстовой или подстрочной библиографической ссылке следует указать его полное наименование, кем и когда принят, а также официальное издание, в котором он был опубликован.
Примеры:
Внутритекстовая библиографическая ссылка.
«Российский закон «О залоге» широко регулирует права залогодателя. (Закон Российской Федерации «О залоге» от 29 мая 1992 года, ст. 19-21 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1999,  № 23.- С. 1239)».
Подстрочная библиографическая ссылка.
«Российский закон «О залоге» широко регулирует права залогодателя.»1
__________________________
1 Закон Российской Федерации «О залоге» от 29 мая 1992 года, ст. 19-21 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1999, № 23. -С. 1239.
При дальнейшем упоминании в работе этого правового акта можно использовать его краткое название, при этом, следует обязательно указывать статьи или пункты правового акта, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, например:
В соответствии со ст. 3 закона «О залоге» от 29 мая 1999 года»…

 3.2 Правила сокращения слов и словосочетаний
В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр.
(и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.
Не допускается сокращение следующих общеупотребительных слов и словосочетаний: «так называемый», «так как», «например», «около», «формула».
Другие сокращения, если они необходимы, должны соответствовать требованиям действующего ГОСТа 7.12-93. «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке» и включены в «Список сокращений» работы.
При сокращении слов и словосочетаний применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема в сокращенном слове должно остаться не менее двух букв. В конце слова, сокращенного методом усечения, ставится точка (.).
Примечание 1 - сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений, например:
век - в.;
год - г.;
страница - с.
Сокращение слов методом усечения может быть проведено по нескольким первым буквам, например:
глава - гл.;
статья - ст.;
иллюстрация - ил.;
абзац - абз.;
путем усечения суффикса и окончания, например:
советский - сов.;
доработка - дораб.;
критический - крит.
Слова, отличающиеся только приставками, сокращаются одинаково, например:
автор - авт.;                                  народный - нар.;
соавтор - соавт.;                          международный - междунар.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:
крайний - крайн.;
ученый - учен.
Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из них, например:
классический - клас.;
металлический - метал.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то сокращенное слово должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:
польский - пол.;
сельский - сел.
При сокращении слов методом усечения можно отсекать максимальное количество букв, если не возникает затруднений в правильном понимании, например:
фундамент - фундам.
В противном случае следует применить более полную форму сокращения, например:
комический - комич., а не ком.;
статический - статич., а не стат.
При сокращении слова методом стяжения опускаются буквы в середине слова и заменяются дефисом, например:
доктор - д-р;
издательство - изд-во;
институт - и-т
Точку в конце таких сокращений не ставят, так как слово и сокращенная форма оканчиваются на одну и ту же букву.
При сокращении сложных слов и словосочетаний сокращают каждую составную часть.
В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют  первые буквы слов, составляющих сложное слово, например:
микрофиша - мфиша;
видеофонограмма - видеофоногр.;
диафильм - дф.
Примечание 2 - если в сложном слове сокращается первая часть, то в конце сокращения точка не ставится.
В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и записывают через дефис, например:
профессионально-технический - проф.-техн.
В словосочетаниях сокращают каждое слово, например:
титульный лист - тит. л.;
выходные данные - вых. дан.
Акронимное сокращение (аббревиатура) - сокращение по первым буквам слов в словосочетании, записывается прописными буквами без точек, например:
закрытое акционерное общество - ЗАО;
научно-исследовательский институт - НИИ.
Обычно аббревиатурой пользуются в том случае, если какое-то словосочетание повторяется в работе неоднократно. При первом употреблении в тексте, аббревиатура приводится в круглых скобках вслед за соответствующим словосочетанием, например: средства массовой информации (СМИ). В дальнейшем используется только аббревиатура, например: «анализ СМИ показал…».
Примеры расшифровки некоторых аббревиатур, которые могут быть использованы при выполнении учебно-научных работ:
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации;
РГ - Российская газета;
БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;
ВВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;
БМР - банк международных расчетов;
ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти;
ГЭС – гидроэлектростанция;
АИС – автоматизированная информационная система;
ИТ – информационная технология;
ВОС – взаимосвязь открытых систем;
ПС – программное средство;
РБД – реляционная база данных;
СУБД – система управления базой данных;
СОИ – система обработки информации.

Не допускаются следующие аббревиатуры:
ВВС - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ;
СА РФ - Собрание актов Президента и Правительства РФ.
Приведенные правила сокращения слов и словосочетаний обязательны при написании текста учебно-научной или творческой работы и составлении библиографических описаний источников и литературы, включаемых в список используемых источников.

 3.4 Правила написания числительных
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.
Примеры:
1 Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м.
2 Отобрать 15 труб для испытаний на давление.
Исключение составляют числительные, с которых начинается абзац. В этом случае они пишутся словами.
Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м.
Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.
Примеры:
1 От 1 до 5 мм.
2 От 10 до 100 кг.
3 От плюс 10 до минус 40°С.
4 От плюс 10 до плюс 40°С.
Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах, выполненных машинописным способом.
Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание "должно быть не более (не менее)".
Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетание "не должно быть более (менее)".
Например:
массовая доля углекислого натрия в технической кальцинированной соде должна быть не менее 99,4%.
Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств изделия, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа знаков после запятой.
Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, марок и т.п. изделий одного наименования должно быть одинаковым. Например, если градация толщины стальной горячекатаной ленты 0,25 мм, то весь ряд толщин ленты должен быть указан с таким же количеством десятичных знаков, например 1,50; 1,75; 2,00.
Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать 1/4"; 1/2";
(но не               1     1
                       ──, ── ).
                         4     2
При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32;
(50А - 4С)/(40В + 20).
Количественное числительное, записанное арабскими цифрами и названное вместе с существительным, не имеет падежного окончания, например:
в 10 параграфе.
Порядковые числительные, однозначные и многозначные, как правило, пишутся словами, например:
третий ряд;
пятнадцатый разряд.
Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишут цифрами, например:
5-тонный грузовик.
Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами, имеют падежные окончания. Если порядковые числительные оканчиваются на две гласные буквы, на букву «й» и на согласную букву, падежное окончание состоит из одной буквы, например:
9-я улица Соколиной горы;
50-й том;
в 90-м году.
Если порядковые числительные оканчиваются на согласную и гласную буквы, падежное окончание состоит из двух букв, например:
слесарь 2-го разряда.
Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами и расположенные после существительного, к которому они относятся, не имеют падежных окончаний, например:
абзац 3;
гл. 1.
Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, не имеют падежных окончаний, например:
ХХ век

3.5 Описание этапа

Этап оформления научной работы является не менее важным, чем остальные, так как на этом этапе автор должен не только свести все материалы по работе в единый документ, но и оформить ее в соответствии с требованиями.
Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист;
- задание на выполнение работы;
- результаты нормоконтроля КР;
- содержание (оглавление) работы;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- глоссарий;
- список использованных источников;
- список сокращений (если используются при написании);
- приложения.
После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.
Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует выполнить окончательный вариант работы для представления ее нормоконтролеру.

3.6 Общие требования к оформлению студенческих работ

В выдержках рассмотрены требования, касающиеся оформления структурных элементов и компонентов работы, по которому чаще всего и  выявляются при нормоконтроле ошибки студентов:
1.1 Текст любой учебно-научной или творческой работы набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman - обычный; размер 14 пунктов; междустрочный интервал - полуторный; верхнее и нижнее поля -
 20 мм; левое поле - 30 мм и правое - 10 мм; абзац должен быть равен 12,5 мм (5 знаков).
1.2 Каждая структурная часть работы: Содержание (оглавление), Введение, тематические главы (Основная часть), Заключение, Глоссарий, Список использованных источников, Список сокращений, Приложения - начинаются с новой страницы.
1.3 Главы и параграфы работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» в заголовке не приводятся.   
1.3.1 Главы работы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.
Пример — 1, 2, 3 и т.д.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.
1.3.2 Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
1.4 Расстояние между заголовками структурных частей и следующим за ним текстом составляет два интервала. Такое же расстояние предусматривается между предыдущим текстом и заголовком последующего параграфа.
1.5 Заголовки. «Содержание», «Введение», заголовки глав, «Заключение», «Глоссарий», «Список использованных источников» и т.д. начинаются с новой страницы и набираются с прописной буквы с абзацного отступа, жирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах.
1.6 Номер и название параграфа выделяют жирным шрифтом и приводят с абзаца.
1.7 Страницы в работе нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа без точки в конце номера.
1.7.1 Титульный лист работы включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
1.7.2 Не включаются в общую нумерацию страниц:
- для курсовой работы - «Индивидуальное задание на разработку курсовой работы» и «Рецензия-рейтинг»;
- для выпускной квалификационной работы – «Задание на выполнение выпускной квалификационной работы», «Нормоконтроль выпускной квалификационной работы» и «Отзыв научного руководителя».
1.8 Иллюстрации / рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
1.8.1 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
1.8.2 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.
1.8.3 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Детали прибора.
1.8.4 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
1.8.5 При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
1.9 Таблицы
1.9.1 Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
1.9.2 Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
1.9.3 На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
1.9.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью, но в каждой части таблицы повторяется головка.
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы, в этом случае повторяется боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Таблица _____________—__________________
                       номер              название таблицы
Головка



}  Заголовки граф
}  Подзаголовки граф
Строки
   (горизонтальные ряды)














                Боковик (графа                                    Графа колонки
                  для заголовков)
Рисунок 1

1.10  Формулы и уравнения
1.10.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».
1.10.2 Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Пример
А=а:b,                                                                                                                                           (1)
В=с:е.                                                                                                                                            (2)
Одну формулу обозначают — (1).
1.10.3 В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими ГОСТами.
Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения начинаться со слов «где» без двоеточия после него.

ПримерПлотность каждого образца , кг/м3, вычисляют по формуле:
,
где  - масса образца, в кг;
 - объем образца, в м3.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
1.10.4 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).
1.10.5 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - ... в формуле (1).
1.10.6 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
1.11.7 Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.
1.11.8 В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.
1.10 Примечания
Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.
Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.
Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.
Пример
Примечание -____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.
Пример

Примечания

1____________________________________________________________________
2____________________________________________________________________
3____________________________________________________________________


4 Нормоконтроль

Н. осуществляет специалист учебной части в соответствии с требованиями к оформлению студенческих учебно-научных и творческих работ, установленными методическими рекомендациями. 

 4.1 Принципы оценивания и порядок оформления результатов аттестации курсовых работ
На результат оценки письменных курсовых работ преподавателем-экзаменатором влияют следующие факторы:
соответствие содержания курсовой работы заявленной теме. В случае, если содержание не соответствует заявленной теме, работа возвращается с неудовлетворительной оценкой;
степень раскрытия темы. Наличие четкости в определении основного содержания курсовой работы, убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций;
последовательность и логика изложения материала. Недостатками являются частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, плохой стиль изложения, грамматические ошибки;
- излагаемые по тексту примеры должны подкрепляться смысловым содержанием, размышлениями автора. Немаловажно, чтобы была представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
самостоятельность подхода к написанию курсовой работы. Оценка снижается, если работа представляет собой всего лишь пересказ литературных источников, набор цитат, фраз;
полнота охвата научной литературы, документальных и литературных источников;
- правильное использование профессиональных (научных) терминов и понятий в контексте проблемы;
- правильно составленный и оформленный глоссарий. Грубой ошибкой считается внесение в глоссарий понятий и терминов, не относящихся к тексту работы;
качество оформления курсовой работы.

 4.2 Требования к оформлению письменных студенческих работ

 Сводная таблица унифицированных требований, обязательных для применения студентами, преподавателями, организаторами учебного процесса

№ п.п.
Объект унификации
Параметры унификации
Курсовая работа
Бакалаврская работа
Дипломная работа (проект)
Магистерская диссертация
1
2
3
4
5
1
Формат листа бумаги
А4
А4
А4
2
Размер шрифта
14 пунктов
14 пунктов
14 пунктов
3
Название шрифта
Times New Roman
Times New Roman
Times New Roman
4
Междустрочный интервал
Полуторный
Полуторный
Полуторный
5
Кол-во строк на странице
28-30 строк
(1800 печатных знаков)
28-30 строк
(1800 печатных знаков)
28-30 строк
(1800 печатных знаков)
6
Абзац
1,25 см (5 знаков)
1,25 см (5 знаков)
1,25 см (5 знаков)
7
Поля (мм)
Верхнее и нижнее – 20, левое – 30, правое – 10.
Верхнее и нижнее – 20, левое – 30, правое – 10.
Верхнее и нижнее – 20, левое – 30, правое – 10.
8
Общий объем без приложений
20-25 страниц машинописного текста
50-60 с. машинописного текста
90-110 страниц машинописного текста
9
Объем введения
2-3 с. машинописного текста
2-4 с. машинописного текста
5-7 с. машинописного текста
10
Объем основной части
15-20 с. машинописного текста
40-50 с. машинописного текста
80-100 с. машинописного текста
11
Объем заключения
2-2,5 с. машинописного текста
(примерно равен объему введения)
3-5 с. машинописного текста
(примерно равен объему введения)
5-7 с. машинописного текста
(примерно равен объему введения)
12
Нумерация страниц
Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется
Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется
Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется
13
Последовательность приведения структурных частей работы
Титульный лист. Задание на курсовую работу. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения

Титульный лист. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения
Титульный лист. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения
14
Оформление структурных частей работы
Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится.
Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится.
Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится.
15
Структура основной части
2-3 главы, соразмерные по объему
2-3 главы, соразмерные по объему
3 главы, соразмерные по объему
16
Наличие глоссария
Обязательно
Не менее 10
Обязательно
15-20 понятий
Обязательно.
Не менее 25 понятий
17
Состав списка использованных источников
Не менее 10 библиографических описаний документальных и литературных источников
30-50 библиографических описаний документальных и литературных источников
Не менее 50 библиографических описаний документальных и литературных источников
18
Наличие приложений
Обязательно
Обязательно
Обязательно
19
Оформление содержания (оглавления)
Содержание (оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части
Содержание (оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части
Содержание (оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части

4.3 Показатели к допуску аттестации
Курсовая работа допускается к аттестации после устранения всех выявленных несоответствий, которые отражаются в установленном базовым вузом Рейтинге работы.

Рейтинг работы
 (заполняется преподавателем-экзаменатором Аттестационного центра по результатам аттестации курсовой работы студента)
№ п/п
Наименование показателя
Шкала оценок (в баллах)
3 «уд.»
4 «хор.»
5 «отл.»
1
 Соответствие содержания курсовой работы заявленной теме.
 В случае, если содержание не соответствует заявленной теме, работа
 оценивается «неудовлетворительно».
 Примечание: пп. 2-7 заполняются только при полном соответствии содержания и темы
2
 Степень раскрытия темы



3
 Последовательность и логика изложения материала, язык, стиль и
 грамматический уровень работы



4
 Самостоятельность подхода к написанию курсовой работы



5
 Полнота охвата научной литературы



6
 Использование документальных источников (нормативных актов, архивных
 документов, материалов юридической практики (для юристов) и т.п.)



7
 Качество оформления курсовой работы





Всего баллов:

Общая оценка работы: от 18 до 21 балла   – «удовлетворительно»; от 22 до 26 баллов – «хорошо»; от 27 до 30 баллов – «отлично»

 Примечание
Настоящие выдержки составлены на основе Правил оформления по следующим государственным стандартам:

1           Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.1-2003. - Введ. 2004-07–01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004.
2           Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила [Текст] : ГОСТ 7.12-93. - Введ. 1995-07-01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 1995.
3           Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.82-2001. - Введ. 2002-07-01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2002.
4           Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст] : ГОСТ 7.32-2001. - Введ. 2002-07-01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2002.
5           Реферат и аннотация. Общие требования [Текст] : ГОСТ 7.9-95. - Введ. 1997-07-01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 1997.
6           Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Текст] : ГОСТ 7.83-2001. - Введ. 2002-07-01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2002.